Представление проектов потенциальным инвесторам: основные моменты

В реализации новых бизнес-идей, коммерческих проектов одним из первых возникает вопрос поиска источника финансирования. Причем даже в случае достаточности собственных средств предприятия зачастую выгоднее использовать внешнее финансирование (здесь работает принцип альтернативной стоимости денег).

Расстановка акцентов при работе с потенциальными инвесторами зависит от того, в какой форме предполагается привлекать внешнее финансирование. Обобщенно формы привлечения можно классифицировать следующим образом:

  1. Заем. Здесь имеется в виду осуществление внешнего финансирования на возвратной основе.
  2. Соинвестирование (проектное финансирование). Эта форма внешнего финансирования основана на участии инвестора в уставном капитале проекта. При этом может предполагается так же участие инвестора в реализации проекта, распределении прибыли.

Для инвестора, осуществляющего финансирование проекта в форме займа важна стабильность осуществления платежей по процентам за пользование займом, а так же, в большинстве случаев, периодических платежей по погашению основного тела займа. Поэтому инвестора помимо самого проекта будет интересовать его инициатор.

Следовательно, при представлении проекта необходимо обращать повышенное внимание на возможные риски бизнеса инициатора проекта, историю существования бизнеса, результаты деятельности, устойчивость рынка, на котором ведется бизнес. То есть инвестор будет оценивать возможность осуществления платежей из доходов от текущей деятельности инициатора проекта. Немаловажной будет и кредитная история.

Наиболее полное понимание перспектив предоставления займа даст инвестору обоснованный прогнозный бюджет движения денежных средств, который должен включать планы использования займа, выплаты процентов и основного тела займа. Причем он может включать данные по доходам как по текущему бизнесу инициатора (в случае достаточности доходов от текущей деятельности на обслуживание займа), так и в совокупности с доходами от реализации представляемого проекта. Однако в таком случае доходы от реализации проекта должны быть в полной мере обоснованы в бизнес-плане. Наилучшим обоснованием будут являться договоры с потенциальными покупателями и потребителями, исследования известных маркетинговых агентств.

В случае если у инициатора отсутствует бизнес, который приносит постоянный прогнозируемый доход, то в настоящее время привлечь заем на открытом рынке практически невозможно, даже если инициатор проекта имеет ликвидное залоговое имущество. В этом случае можно попытаться привлечь к финансированию проекта соинвестора.

Что касается финансирования проекта в форме соинвестирования, или как сейчас принято называть проектного финансирования, то здесь основным объектом внимания инвестора является проект.

В первую очередь проект должен обладать конкурентным преимуществом, которое позволит закрепиться на рынке: удачное расположение участка, известный бренд, высокие темпы роста рынка, профессиональная команда, административный ресурс и т.п.

Чем более тщательно проведены подготовительные работы по проекту, тем более интересным и понятным для инвестора будет проект. Под подготовительными работами мы здесь понимаем следующее:

  • Подготовленная разрешительная и проектно-сметная документация, подробный бизнес-план проекта.
  • Маркетинговые исследования, подтверждающие предполагаемые доходы от реализации проекта, заключение договоренностей с потенциальными потребителями и покупателями.
  • Подобранная команда специалистов, имеющих опыт в реализации подобных проектов, способных максимально эффективно решить задачи, возникающие в ходе реализации проекта.
  • Договоренности с потенциальными подрядчиками и поставщиками.

Излишне говорить о важности проработки финансовых планов по проекту, которые в обязательном порядке должны будут включать прогнозные таблица баланса, бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств как минимум на период до окупаемости проекта.

Одним из условий участия инвестора в проекте является наличие у инициатора собственных средств, которые он может направить на осуществление проекта. Как правило, сумма собственных средств должна составлять не менее 30% от общей суммы необходимых инвестиций. И нужно быть готовым к подтверждению наличия таких средств.

При взаимодействии с инвестором, помимо указанных выше моментов необходимо быть готовым предоставить целый комплект документов, освещающих текущую деятельность инициатора проекта. Ниже приводится примерный перечень областей, по которым должны быть подготовлены документы:

  • организационно-правовые документы;
  • финансовая отчетность и справки о задолженностях;
  • документы, подтверждающие права собственности;
  • лицензии и разрешения;
  • контракты с основными контрагентами;
  • документы, касающиеся акционерных вопросов.

Причем весьма желательно собрать этот пакет до начала плотного общения с потенциальными инвесторами, поскольку время на подготовку некоторых из них составляет несколько недель. Здесь особенно необходимо обратить внимание на документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимости и средства производства.

Несмотря на то, что среди инвесторов существуют различные подходы к рассмотрению проектов и оценки их привлекательности, указанные выше моменты будут рассмотрены ими в первую очередь.