Транспортная компания-резидент Эстонии доставляет грузы для российской компании до границы. Учет и налоговые последствия такой операции.

1. В части расходов по налогу на прибыль для 

Транспортные расходы будете учитывать в соответствии с принятой учетной политикой для БУ и НУ. То есть или включать в стоимость товара (увеличивать 41 счет или относить на 44 счет)

В соответствии с налоговым кодексом 

"Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее - издержки обращения) с учетом особенностей, установленных статьей 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 Кодекса. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае если транспортные расходы (прямые расходы) не учтены в стоимости приобретенных товаров, то при их учете и распределении следует руководствоваться порядком, установленным статьей 320 Кодекса.

2. В части налога на прибыль (обложения доходов иностранной организации)

 

По общему правилу (статья 7 НК РФ) если перевозку осуществляет иностранная организация - резидент государства, с которым у Российской Федерации действует международный договор по вопросам налогообложения, положения международного договора имеют приоритетное значение при налогообложении доходов иностранной организации на территории Российской Федерации.

 

Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Эстония "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" от 05.11.2002 не была ратифицирована, в связи с чем до настоящего времени в силу не вступила.

Однако существует еще один международный документ, в котором есть оговорка по налогам. 

 

Согласно ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 (вступило в силу с момента подписания) перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании настоящего Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются отналогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.
В соответствии со ст. 7 Соглашения расчеты и платежи между транспортными предприятиями и организациями обеих Договаривающихся Сторон будут производиться в соответствии с действующими между Договаривающимися Сторонами соглашениями о расчетах и платежах. 

 

В подтверждении позиции, что Ваша компания, как заказчик транспортных услуг, налоговым агентом по налогу на прибыль не будет, есть множество писем Минфина, например, от 14.11.2016 № 03-08-05/66704 и от 11.04.2013 № 03-08-05/12078. 

Вот что нам говорит Минфин: 
"Российская организация заключила договор перевозки грузов автомобильным транспортом с перевозчиком - резидентом Эстонии, не имеющим постоянного представительства на территории Российской Федерации, с целью доставки грузов на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 Кодекса равной 10%.
Одновременно следует отметить, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанное 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицировано и, следовательно, не вступило в силу и не применяется.
Вместе с тем согласно ст. 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.
В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, при налогообложении доходов эстонского перевозчика применимо Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 и, следовательно, его доходы не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.
 

3. В части НДС 

 

Также нет оснований для налогового агентирования. 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

На основании подпункта 5 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией в отношении товаров, перевозимых между пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается. Поэтому российская организация, приобретающая данные услуги у иностранной организации, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в российский бюджет по этим услугам.

4. В части документов, подтверждающих резиденство 

 

Возвращаясь к вопросу налогового агентирования по налогу на прибыль. Чтобы воспользоваться положениями международного договора, иностранная компания должна представить налоговому агенту (то есть Вам) подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен международный договор, регулирующий вопросы налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ). При представлении налоговому агенту такого подтверждения до даты выплаты дохода налогообложение осуществляется по правилам международного договора. 

 

Что может предоставить эстонская компания:

1. Справка о резиденстве в Эстонии согласно закону о подоходном налоге с указанием регистрационного кода, с переводом. 

2. Справка о регистрации в качестве налогообязанного  по налогу с оборота. 

По нашему мнению этих документов более чем достаточно, чтобы подтвердить местонахождения эстонского перевозчика. 

 

Однако до сих пор возникает множество вопросов, какая информация обязательно должна содержаться в подтверждении, чтобы оно могло использоваться налоговым агентом в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения? 

 

Минфин России в письме от 15.07.2015 № 03-08-13/40642 отметил, что действующим законодательством о налогах и сборах не установлены содержательные критерии и формальные требования к подтверждению. 

Но по их мнению, в подтверждении должны быть указаны: 

 

1) наименование иностранной компании - есть 

2) период, за который подтверждается ее налоговый статус; если подтверждение не содержит информацию о периоде, за который подтверждается статус иностранной фирмы, таковым считается год, в котором подтверждение было выдано.  

 

Минфин говорит, что НК РФ не содержит норм, ограничивающих период действия подтверждений. Основание — доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду. Положениями п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено только то, что подтверждение должно быть представлено иностранной организацией до даты выплаты дохода, а не в каждом налоговом периоде. 

 

Поэтому за этот пункт также переживать не стоит. 

 

3) наименование международного договора, сторонами которого являются РФ/СССР и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса; подпись уполномоченного должностного лица иностранного государства. 

 

Вот этой информации не хватает, поскольку ни в одном документе о резиденстве нет ссылки на международные соглашения. 

В данном случае, мы рекомендуем  попросить у контрагента сопроводительное письмо к справкам о резиденстве, в котором они дадут ссылку на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 

либо ваша компания от себя ( и для себя) можете составить произвольный запрос, в котором просит контрагента представить подтверждение постоянного местонахождения (резидента) в целях исполнения вами Соглашения...